Правовые вопросы

Международно-правовая охрана тюленей

Авторы: К.А. Бекяшев
DOI 10.37663/0131-6184-2021-6-58-62
Аннотация

В статье дается краткая характеристика различных видов тюленей. В прибрежных водах России обитают два вида тюленей: тюлень Стейнгера и европейский. Они занесены в Красную книгу. В г. Архангельск есть памятник тюленю.
В статье анализируются конвенции и соглашения об охране тюленей: Конвенция о сохранении антарктических тюленей 1972 г.; Соглашение о сотрудничестве в области млекопитающих в Северной Атлантике и управления ими 1992 г.; Соглашение между правительствами СССР и Норвегии о мерах по регулированию промысла тюленей и по охране запасов тюленей в северо-восточной Атлантике 1957 года. Анализируются решения 51 сессии СРНК. Статья завершается изложением вклада Российской Федерации в рациональный промысел тюленей

Ключевые слова
тюлени, охрана, международное право, международные договоры, Совместная российско-норвежская комиссия по рыболовству (СРНК), Российская Федерация, промысел
I. Коротко о тюленях и их видах

В настоящее время популяции тюленей оцениваются примерно 500000 особей. Самым распространенным является обыкновенный тюлень.

Тюлени не предпринимают далеких путешествий и обычно придерживаются стабильных мест обитания.

Вокруг Европы и Западной Азии обитает восточно-атлантический тюлень. На востоке Азии встречается островной тюлень. В западных водах Северной Америки часто можно встретить тихоокеанского обыкновенного тюленя. На востоке Канады обитает тюлень Унгавы.

Все они являются подвидами обыкновенного тюленя, который распространяется на восток и запад Северного Ледовитого океана. Рацион его состоит из рыбы: корюшки, сайки, наваги, мойвы, сельди, осьминогов, кальмаров и др. ценных видов.

В водах РФ находятся многие виды тюленей.

Наиболее известным является гренландский тюлень. Он обитает в арктических водах. Кольчатая нерпа (их 4 вида) обитает в Балтийском море, в Северном Ледовитом океане и всех арктических морях, включая Белое и Охотское.

Каспийский тюлень распространен по всему Каспийскому морю – от Волги и до берегов Ирана.

Лахтак или «морской заяц» встречается во всех арктических морях, включая Белое море, а также в Беринговом и Охотском морях. Название, как предполагается, дали тюленю русские зверобои. Объяснений такому названию два – «заячья» пугливость крупного животного и его манера передвигаться на суше – прыжками, сильно отталкиваясь задними ластами.

В российских водах обитают также крылатка (полосатый тюлень), обыкновенный тюлень, ларга, серый тюлень, хохлач и др. [1]

В прибрежных водах России обитают два подвида тюленей: Курильский (тюлень Стейнгера) и европейский. Оба подвида занесены в Красную книгу.

На численность тюленей отрицательное воздействие оказал многолетний промысел, хотя во время Великой Отечественной войны добыча тюленей спасла тысячи жителей северных прибрежных городов, а также жителей блокадного Ленинграда, от голода. В Архангельске есть памятник тюленю.

Кроме того, этим животным наносят большой вред выбросы в море нефти, кадмия, ртути и других вредных веществ.

По мнению биологов, по этим причинам обыкновенным тюленям требуется охрана и защита, чтобы предотвратить дальнейшее сокращение этой популяции.

II. Конвенции и соглашения об охране тюленей

В настоящее время имеется немного специальных международно-правовых документов об охране тюленей и управлении ими.

Рассмотрим два таких документа.

1. Конвенция о сохранении антарктических тюленей подписана в Лондоне 1 июня 1972 г.; вступила в силу 11 марта 1978 г. СССР ратифицировала ее 8 декабря 1978 года.

Конвенция была разработана в развитие Согласованных мер по охране фауны и флоры в Антарктике, принятых в соответствии с Договором об Антарктике 1959 года.

Основная цель этой Конвенции – предотвращение истощения тюленей, вследствие чрезмерной эксплуатации, и закрепление принципа, согласно которому добыча тюленей не превышала бы оптимально допустимого улова. В преамбуле Конвенции закреплен ещё один важный принцип – обязательные научные исследования популяций тюленей Антарктики.

Согласно ст. 1 Конвенции 1972 г. она распределяется на каждый или все из нижеперечисленных видов: южный морской слон; морской леопард; тюлень Уэдделла; тюлень Росса; южный морской котик.

В соответствии со ст. 2 этой Конвенции, Договаривающиеся стороны согласились с тем, что граждане или суда, плавающие под их флагом, не будут забивать или отлавливать виды тюленей, перечисленных в ст. 1 Конвенции 1972 г., иначе как в соответствии с порядком, установленным этой Конвенцией.

Каждая Договаривающаяся сторона примет для своих граждан и судов законы, правила и другие меры, включая соответствующую систему разрешений.

Независимо от положений Конвенции 1972 г., любая Договаривающаяся сторона может выдавать разрешение на забой или отлов тюленей в ограниченных количествах, в соответствии с задачами и принципами в следующих случаях:

  • для обеспечения жизненно необходимого питания для людей или собак;
  • для получения образцов для музеев, учебных или культурных заведений.

Конвенция 1972 г. обязывает Договаривающиеся государства принимать меры по сохранению, научному исследованию и рациональному и гуманитарному использованию запасов тюленей. В перечень таких мер, в частности, входят определение допустимой добычи; охраняемых и неохраняемых видов; открытых и закрытых сезонов; открытых и закрытых районов, включая перечень заповедников; установление специальных районов, где тюленей не будут тревожить; лимиты по полу, размеру или возрасту для каждого вида; ограничения, связанные с временем дня и продолжительностью промысла, промысловым усилием и методами промысла тюленей; типы и технические данные орудий лова, установок и приспособлений, которыми можно пользоваться; сведения о добыче и другие статистические и биологические данные; процедуру для облегчения анализа и оценки научной информации; другие меры регулирования, включая эффективную систему инспекции.

Технико-юридические меры охраны и рационального использования тюленей закреплены в приложении к Конвенции 1972 года. В частности, в число этих мер входят:

  1. Допустимая добыча – в течение любого года с 1 июня по 30 июня включительно Договаривающиеся стороны ограничивают общее количество забитых или отловленных тюленей каждого вида следующими лимитами: а) тюлени-крабоеды – 195000; б) морские леопарды – 12000; в) тюлени Уэдделла – 5000.
  2. Охраняемые виды: запрещается забивать или отлавливать тюленей Росса, южных морских слонов и морских котиков.
  3. Закрытые и открытые сезоны промысла тюленей: период с 1 марта по 31 августа включительно является закрытым сезоном, во время которого забой или отлов тюленей запрещен. Период с 1 сентября по последний день февраля является открытым сезоном промысла тюленей.
  4. Промысловые зоны – каждая из промысловых зон будет закрыта в порядке очередности для промысла видов тюленей, указанных в Приложении к Конвенции 1972 г., на период с 1 сентября до последнего дня февраля включительно.
  5. Заповедники – запрещается забивать или отлавливать тюленей в заповедниках, которые являются районами размножения тюленей или районами, где проводятся долгосрочные научные исследования (например, район Южных Оркнейских островов или район залива Элиста).
  6. Обмен информацией – Договаривающиеся стороны ежегодно до 31 октября представляют другим Договаривающимся сторонам и СКАР резюме статистической информации обо всех тюленях, забитых или отловленных их гражданами или судами, плавающими под их флагом, в районе действия Конвенции 1972 г. за предыдущий период – с 1 июля по 30 июля.
  7. Методы промысла тюленей – Договаривающиеся стороны согласились принять методы, соответствующие тому, чтобы их граждане и суда не занимались забоем или отловом тюленей в воде, кроме как в ограниченных количествах для научных исследований.

2. Соглашение о сотрудничестве в области исследований, сохранения морских млекопитающих в Северной Атлантике и управления ими от 9 апреля 1992 г. предусматривает расширение сотрудничества в исследованиях морских млекопитающих (в том числе тюленей) и их роли в экосистеме, в том числе, при необходимости, многовидовых подходов и воздействия морского загрязнения и иной деятельности человека [2].

При помощи этого Соглашения государстваучастники решили разработать процедуры управления, которые учитывают взаимоотношения между морскими млекопитающими и другими морскими живыми ресурсами.

Для выполнения этих целей, в соответствии со ст. 1 Соглашения 1992 г., учреждена международная организация под названием Комиссия по морским млекопитающим Северной Атлантики (НАММКО).

Комиссия состоит из Совета, Комитетов по управлению, Научного комитета и Секретариата.

Каждая сторона является членом Совета. Функциями Совета являются: а) предоставление форума для изучения, анализа и обмена информацией между Сторонами по вопросам, относящимся к морским млекопитающим Северной Атлантики; б) создание соответствующих Комитетов по управлению и координации их работы; в) принятие общих положений и целей для работы Комитетов по управлению; г) установление рабочих договоренностей с ИКЕС и другими соответствующими организациями; д) координация запросов относительно научных рекомендаций; е) установление сотрудничества с государствами, не являющимися Сторонами Соглашения 1992 года.

Комитеты по управлению в отношении запасов морских млекопитающих и в пределах соответствующих поручений должны предлагать своим членам меры по сохранению и управлению, а также подготавливать рекомендации Научному комитету НАММКО.

Научный комитет должен представлять научные рекомендации по запросам Совета, возможно в полной степени используя существующую научную информацию.

Участниками Соглашения 1992 г. являются Фарерские острова, Гренландия, Исландия и Норвегия. Россия участвует в сессиях Совета и других органов в качестве наблюдателя.

Соглашение 1992 г. вступило в силу 7 июля 1992 года.

В своей практической деятельности НАММКО решает следующие основные задачи:

  • координация научно-практических работ по изучению и оценке численности морских млекопитающих (китообразных и ластоногих);
  • контроль, сбор и обобщение материалов по промыслу морских млекопитающих, включая сведения о приловах;
  • осуществление независимой экспертизы объемов допустимой добычи китообразных и ластоногих;
  • разработка и совершенствование максимально гуманных методов добычи морских млекопитающих;
  • оценка эффективности рекомендаций по управлению запасами китообразных и ластоногих, с учетом климатических факторов и среды обитания.

Вопросами сохранения тюленей и укрепления их запасов занимается Комитет по управлению запасами ластоногих. В его компетенцию входят вопросы охраны запасов гренландского, серого и обыкновенного тюленей.

Европарламент в 2009 г. принял запрет на распространение по территории стран ЕС продукции из тюленей.

3. На Севере управлением запасами гренландского тюленя и хохлача занимается Смешанная российско-норвежская Комиссия по рыболовству (СРНК). Государства проводят научные исследования и ежегодно определяют квоты добычи этих видов тюленей.

В 2020 г. Норвегия осуществляла вылов тюленей в Гренландском море (район Западных львов) на трех судах, в то время как российские суда не вели добычу в этом районе. Ввиду неопределенного состояния запаса тюленя-хохлача в Гренландском море, в 2020 г. промысел животных данного вида, в ходе обычной промысловой деятельности, был запрещен. ОДУ гренландского тюленя в Гренландском море на 2020 г. был установлен в размере 11548 животных всех возрастов. Общий объем добычи гренландских тюленей в 2020 г. составил 10284 особей (включая 2341 детёнышей).

Рекомендация ИКЕС (с 2019 г.) по вылову гренландского тюленя в Белом и Баренцевом море была установлена на уровне 21172 особи всех возрастов. 49-ая сессия СРНК последовала этой рекомендации ИКЕС на 2020 год и установила лимит изъятия для Норвегии 7000 гренландских тюленей от ОДУ. В период с 2009 по 2013 годы – ввод запрета на вылов детёнышей тюленя – российский промысел в Белом море не осуществлялся. К началу промыслового сезона 2014 г. данный запрет был отменён. Однако, из-за неблагоприятных ледовых условий (малое количество льда), российская сторона не вела коммерческую добычу гренландского тюленя в Белом море в 2015-2020 годах. В 2020 году норвежские суда в этом районе не работали [3].

На 51 сессии СРНК (октябрь 2021 г.) было констатировано, чтобы объемы добычи гренландского тюленя в 2021 г. оставались на низком уровне.

Стороны согласились с тем, что численность тюленей в районах Восточных и Западных льдов оказывает значительное влияние на состояние запасов промысловых видов рыб. В связи с этим, РФ и Норвегия предполагают осуществить совместную программу исследований с целью определения роли гренландского тюленя в экосистеме Баренцева моря, включая исследования потребления промысловых видов гидробионтов. Стороны также считают необходимым проведение совместных исследований по изучению серого тюленя.

Имеющиеся данные указывают на такой низкий уровень запаса тюленя-хохлача в районе Западных льдов, что мораторий на его промысел, введенный в 2007 г., необходимо продолжить.

Снижение воспроизводства гренландских тюленей беломорской популяции за последние годы вызывает необходимость усиления совместных научно-исследовательских работ в целях выяснения причин снижения численности приплода.

Объем добычи гренландского тюленя на 2022 г. принят с учетом рекомендаций ИКЕС. Период промысла гренландского тюленя в исключительной зоне РФ на 2022 г. определен с 1 апреля по 30 июня включительно.

Общий объем добычи гренландских тюленей Норвегии в 2022 г. составит более 10 тыс. особей (включая детенышей). РФ не планирует добычу гренландского тюленя в Гренландском и Баренцевом морях.

4. Соглашение между Правительством СССР и Правительством и Норвегии о мерах по регулированию промысла тюленей и по охране запасов тюленей в северо-восточной части Атлантического океана было подписано в Осло 22 ноября 1957 г. и внесло полезный вклад в рациональный промысел (добычу) тюленей. Оно вступило в силу 27 июня 1958 года. Посредством этого Соглашения оба государства пожелали установить междунeародное сотрудничество с целью достижения максимально допустимой продуктивности запасов тюленей в водах северо-восточной части Атлантического океана таким образом, чтобы численность этих запасов могла быть увеличена и поддерживаема на уровне, обеспечивающем наибольшую устойчивую добычу. Кроме того, СССР и Норвегия стремились расширить и координировать научные исследования, проводимые в области изучения состояния запасов тюленей в этом районе.

Район, на который распространяется Соглашение, охватывает Гренландское и Норвежское моря с Датскими проливами и районом о. Ян-Майен, а также Баренцево море. Оно распространяется на гренландского тюленя, тюленя-хохлача и моржа.

Соглашение может распространяться на морского зайца, кольчатую нерпу и полярного белого медведя.

В соответствии со ст. III Соглашения, Стороны учредили Комиссию, которая имеет следующие функции:

  • на основе научных и практических исследований вносит предложения обоим правительствам о регулировании промысла и об изменениях или дополнениях к Приложению к Соглашению;
  • вносит предложения обоим правительствам о научных исследованиях, проводимых Сторонами самостоятельно или совместно, и о координации таких исследований;
  • если сочтет это необходимым, вносит предложения обоим правительствам о контроле за выполнением правил регулирования промысла, содержащихся в Приложении к настоящему Соглашению.

Предложения Комиссии о научных исследованиях, о правилах регулирования промысла и о контроле за их выполнением, о покрытии расходов, о распространении Соглашения на другие виды животных, в соответствии с п.3 статьи I, представляются обоим правительствам на одобрение и становятся обязательными при наличии такого одобрения.

В соответствии со ст. IX, каждая из Сторон имеет право, независимо от этого Соглашения, выдавать своим гражданам разрешения на добычу морских млекопитающих, на которых распространяется настоящее Соглашение, для следующих целей: а) для научных исследований; b) для местного коренного населения и экспедиций, при условии, что сырье будет использовано для питания, корма животных и других местных хозяйственных нужд.

В Приложении к Соглашению установлены правила регулирования промысла, которые обязательны для граждан обеих стран.

В нем определены места промысла и время промысла.

Это Соглашение не денонсировано и формально продолжает действовать.

В соответствии с Соглашением между Правительством СССР и Норвегии о мерах по регулированию промысла тюленей и по охране запасов тюленей в северо-восточной части Атлантического океана от 22 ноября 1957 г. запрещается повсеместно промысел моржа в течение всего года. Соответствующие власти Сторон могут выдавать особые разрешения на лимитированную добычу взрослых моржей-самцов лишь для нужд местного населения и экспедиций, при обязательном условии, что сырье, получаемое от этого промысла, будет использовано для питания, корма животных и других местных хозяйственных целей.

III. Российская Федерация - за рациональный промысел тюленей

В РФ не запрещен промысел следующих видов тюленей: гренландский тюлень (Баренцево и Белое моря – 15 тыс.), полосатый тюлень (ВосточноСибирское море, Чукотское море, Берингово море, Западно-Беринговоморская зона, зона Восточной Камчатки, зона Охотского моря), обыкновенный тюлень (Восточно-Сибирское море, Чукотское море, Берингово море, Западно-Беринговоморская зона, зона Восточной Камчатки, зона Охотского моря).

Добыча тюленей в Каспийском и Черном морях запрещена.

Добыча (вылов) тюленей возможна в научноисследовательских и контрольных целях (ст. 21 ФЗ «О рыболовства и сохранении водных биоресурсов» 2004 г.). Порядок рыболовства в научноисследовательских и контрольных целях устанавливается Правительством РФ.

Порядок ведения промысла тюленей в учебных и культурно-просветительских целях определяется Росрыболовством.

В Правилах рыболовства содержится запрет на добычу морских млекопитающих определёнными орудиями лова. Например, в Правилах рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна, утвержденных приказом Минсельхоза России от 30 октября 2014 г. (с последующими дополнениями), сказано, что запрещается осуществлять добычу морских млекопитающих (в частности, тюленей) из нарезного огнестрельного оружия, если млекопитающие находятся на плаву; из огнестрельного гладкоствольного оружия; крючковой снастью; с помощью отравляющих и ядовитых веществ (п. 34). Запрещается также добыча тюленей без путевок.

Литература и источники

1. Бурдин А.М. Морские млекопитающие России. / А.М. Бурдин, О.А. Филатова, Э. Хайт – Киров. 2009

2. Сборник международных конвенций и соглашений Российской Федерации по вопросам рыболовства. Научный редактор К.А. Бекяшев. – М.: Проспект. 2010

3. Протокол пятидесятой сессии СРНК. Приложение к приказу Росрыболовства № 595 от 10 ноября 2020 года. Приложение 8

Новый выпуск

№ 2, 2022

Этот сайт использует файлы cookies для более комфортной работы пользователя. Продолжая просмотр страниц сайта, вы соглашаетесь с использованием файлов cookies, а также с обработкой ваших персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности