Морская политика

Как негосударственные субъекты помогли Cоглашению по Арктическому рыболовству

Авторы: Дэвид Бентон, Дэвид Болтон, Питер Харрисон, Жаклин М. Гребмейер, В.К. Зиланов, Марк Мелочей, Пен Мин, Го Пэйцинг, Ольга Романенко, Ониши Фудзио, Скотт Хайлейман, Генри П. Хантингтон, Хен Чхоль Шин, Альфред Якобсен
Аннотация

Предлагаем вниманию читателей актуальную статью, опубликованную в журнале «Polar perspectives» №2, октябрь 2020 г., Polar institute, Wilson center, написанную участниками переговорного процесса по формированию Соглашения о предотвращении нерегулируемого промысла в открытом море центральной части Северного Ледовитого океана. Перевод статьи О.В. Романенко, редактирование и некоторые пояснения выполнены В.К. Зилановым.
Polar institute Wilson center (Вашингтон, округ Колумбия, США), созданный в 2017 году, стал ведущим форумом для обсуждения и анализа политики по вопросам Арктики и Антарктики и известен в мире, как Общественная площадка по проблемам Арктики. Институт всесторонне изучает основные политические вопросы, стоящие перед северными регионами, с акцентом на управление Арктикой, изменении климата, экономическом развитии, научных исследованиях, безопасности общин коренных народов и предлагает достоверный анализ директивным органам и другим заинтересованным сторонам

Ключевые слова
Северный Ледовитый океан, Соглашение о предотвращении нерегулируемого промысла в открытом море центральной части Северного Ледовитого океана 2018 года
География открытых морей и ИЭЗ в Арктике и Субарктике

В соответствии с положениями Конвенции Организации Объединенных Наций 1982 г., прибрежные государства могут осуществлять юрисдикцию в отношении рыбопромысловых зон/исключительных экономических зон (ИЭЗ), простирающихся на 200 морских миль в сторону моря от прибрежных исходных линий. В некоторых случаях ИЭЗ соседних и/или противоположных государств географически расположены таким образом, что они неполностью охватывают район «открытого моря» за пределами их рыболовной юрисдикции. Суда любого государства, в принципе, имеют право вести промысел в этих районах открытого моря, если только они не заключили международное соглашение, предусматривающее иное.

В Арктике и субарктическом регионе существует целый ряд таких районов открытого моря (рис. 1). У них есть образные названия, такие как в Норвежском, Гренландском морях – «банановая дыра» (окруженная ИЭЗ Норвегии, Гренландии, Фарерских островов и Исландии); Баренцевом море – «петлевая дыра» (окруженная ИЭЗ России и Норвегии); «арахисовая дыра» в Охотском море (полностью окруженная ИЭЗ России) и в Беринговом море – «дырка от бублика» (окруженная ИЭЗ России и Соединенных Штатов).

Самой большой такой зоной открытого моря является центральная часть Северного Ледовитого океана (вокруг ИЭЗ Канады, Дании/Гренландии, Норвегии, России и Соединенных Штатов), площадь которой составляет примерно 2,8 млн квадратных километров, что практически соответствует размеру Средиземного моря.

Опыт перелова рыбы в открытом море Берингова моря в «дырке от бублика» (Bailey, 2011) был ключевым фактором в стремлении избежать подобной ситуации в Северном Ледовитом океане, где летний спад морского льда создал, по крайней мере, потенциальный доступ к рыболовству. В 1987 году рыболовецкие суда из Китая, Японии, Республики Корея и Польши выловили здесь 1,7 млн т минтая (Theragra chalcogramma). К 1992 году судам из этих государств удалось выловить только 10,0 тыс. т рыбы. Этот крах был описан как: «... самый впечатляющий крах рыболовства в истории Северной Америки, затмевающий знаменитые крахи Северной трески и Тихоокеанской сардины (Sarinus sagax)» (Bailey, 2011). В начале 1990-х годов всерьез начались переговоры о разработке договора для урегулирования ситуации в «дырке от бублика» (Balton, 2001). Эти переговоры, в конечном итоге, привели к заключению в 1994 году Конвенции о сохранении ресурсов минтая в центральной части Берингова моря и управлении ими, однако заключение этого договора было сделано слишком поздно, чтобы предотвратить крах некогда ценных запасов минтая (NOAA, 1994).

Рисунок 1. Районы открытого моря

Если бы эта история повторилась в Северном Ледовитом океане, для его рыбного населения это было бы потенциально катастрофично на протяжении всей арктической морской экосистемы (Zou and Huntington, 2018).

Центральная часть Северного Ледовитого океана: уменьшение морского льда

Арктический морской лед претерпевает очень быстрые изменения. Замерзание осенью происходит позже, а таяние льда весной происходит раньше, чем это было исторически. Протяженность, толщина и географическое распределение морского льда в среднем уменьшаются (NSIDC, 2020). Центральная часть Северного Ледовитого океана остается полностью или частично покрыта льдом с октября по май, но в последующие годы, вероятно, до 2050 года этот район вполне может быть свободен ото льда, по крайней мере в течение летних месяцев (NOAA, 2020).

Минимальная протяженность арктического морского льда обычно приходится на середину сентября. Тенденция к снижению пространственного охвата является значительной. В 2012 году минимальное покрытие морского льда было самым низким за всю историю наблюдений, и теперь Национальный центр обработки данных по снегу и льду (NSIDC) подтвердил, что 2020 год был вторым самым низким за всю историю наблюдений (NSIDC, 2020a).

Наибольшее сокращение морского льда происходит в «Тихоокеанском секторе» Северного Ледовитого океана.

Учитывая тенденции изменения морского льда, вполне возможно, что в будущем рыболовные суда смогут войти в Северный Ледовитый океан через Берингов пролив и, если не будет установлен регулирующий режим, начать ННН-промысел. К сожалению, скудность научных знаний морской экосистемы Северного Ледовитого океана означает, что такой сценарий может быть катастрофическим. Потенциальный кризис в будущем приведет к значительным действиям со стороны ряда государств, в прошлом пострадавших от нерегулируемого рыболовства, других заинтересованных сторон, включая общины и организации коренных народов для выработки соответствующих мер.

Действия правительств

Столкнувшись с потенциальной катастрофой типа «бубликовой дырки» в Беринговом море и стремлением избежать подобное в Северном Ледовитом океане, ряд правительств активно приступил к разработке превентивных мер.

В 2008 году совместная резолюция Конгресса США привела к принятию публичного закона 110-243, «предписывающего Соединенным Штатам инициировать международные дискуссии и предпринять необходимые шаги, совместно с другими странами, для переговоров по соглашению об управлении мигрирующими и трансграничными рыбными запасами в Северном Ледовитом океане» (Конгресс США, 2008). В 2010 году Соединенные Штаты фактически закрыли свою ИЭЗ к северу от Аляски для коммерческого рыболовства. Канада последовала этому примеру в 2014 году, использовав «рамки управления морской рыбой Бофорта», которые представляли собой партнерство между департаментом рыболовства и океанов (ДФО), региональной Корпорацией Инувиалуитов, действующим Советом Инувиалуитов и Объединенным комитетом по управлению рыболовством. Эти действия определили, что «потенциальный коммерческий промысел будет рассматриваться только в свете научно обоснованных оценок избыточных и устойчивых запасов» (Fisheries and Oceans Canada, 2009).

После нескольких раундов двусторонних дискуссий, в феврале 2014 года Канада, Дания/Гренландия, Норвегия, Россия и Соединенные Штаты опубликовали «Заявление Нуук», призывающее к принятию мер по проблеме Северного Ледовитого океана (Pew Charitable Trusts, 2014). В следующем году эти же государства подписали необязательную «Декларацию Осло», в которой они согласились не разрешать своим траловым флотам вести промысел в Северном Ледовитом океане до тех пор, пока не будет создана надежная научная база и соответствующий режим управления (Норвегия, 2015).

ующий режим управления (Норвегия, 2015). В «Декларации Осло» также признается, что к решению этого вопроса необходимо привлечь другие страны/юрисдикции, имеющие возможности для ведения дальнего рыболовства. В декабре 2015 года начались переговоры между пятью государствами, подписавшими «Декларацию Осло», а также Китаем, Европейским союзом (который обладает компетенцией в отношении политики в области рыболовства от имени своих государств-членов), Исландией, Японией и Республикой Корея.

В результате шести переговорных сессий, которые были проведены в Вашингтоне, округ Колумбия (декабрь 2015 г., апрель 2016 г., ноябрь 2017 г.); Икалуите, (Канада, июль 2016 г.); Торсхавне (Фарерские острова, ноябрь 2016 г.); и Рейкьявике, (Исландия, март 2017 года), удалось разработать соответствующее Соглашение. Одобрение по нему было достигнуто на заключительной встрече в Вашингтоне, округ Колумбия, в ноябре 2017 года.

Юридически обязательное «Соглашение о предотвращении нерегулируемого рыболовства в открытом море центральной части Северного Ледовитого океана» (далее по тексту – Соглашение) было подписано всеми десятью странами в Илулиссате (Гренландия) 3 октября 2018 года (Fisheries and Oceans Canada, 2018; Ocean Conservancy, 2018). По состоянию на август 2020 года (время написания данной статьи – пояснение редактора) все, подписавшие Соглашение стороны, за исключением Китая, завершили процесс его ратификации. (Спустя год и Китай ратифицировал Соглашение 2018 года, которое вступило в силу 25 июня 2021 года – пояснение редактора).

Как только Соглашение вступит в силу, оно обязывает стороны не разрешать своим судам заниматься коммерческим рыболовством в районе открытого моря центральной части Северного Ледовитого океана. Соглашение также предусматривает в статье 4 «совместную программу научных исследований и мониторинга» (JPSRM). Соглашение будет действовать в течение шестнадцати лет с возможностью продления на пять лет, если только какая-либо сторона не будет возражать.

Были проведены совещания научных экспертов по рыбным запасам Северного Ледовитого океана (FiSCAO), некоторые из них проходили параллельно с дипломатическими переговорами. На октябрь 2020 года было проведено пять таких встреч – от Анкориджа, штат Аляска, в июне 2011 года до Оттавы, Канада, в октябре 2017 года (FiSCAO, 2018). Эти совещания рассмотрели имеющуюся информацию о физической и биологической среде в Северном Ледовитом океане и прилегающих морях и определили потенциальные исследовательские и мониторинговые мероприятия, а также потребности в управлении данными и связанными с ними темами. Для подготовки к созданию JPSRM были проведены предварительные научные совещания в Архангельске (Россия) в апреле 2019 года и в Испре (Италия) в феврале 2020 года, хотя создание фактической программы произойдет спустя некоторое время, после вступления Соглашения в силу.

Вовлечение коренных народов Арктики

Статья 4.4 Соглашения требует, чтобы «стороны обеспечивали, чтобы СПСРМ учитывала работу соответствующих научно-технических организаций, органов и программ, а также знания коренных и местных народов», закладывая основу для установления официальных отношений с коренными народами. Циркумполярный совет инуитов (ICC) – крупная международная неправительственная организация, представляющая около 180 тыс. инуитов Аляски, Канады, Гренландии и Чукотки (Россия), был одним из самых активных и с энтузиазмом приветствовал подписание «Декларации Осло» 2015 года. Представители инуитов продолжали участвовать в разработке Соглашения 2018 года и, в частности, работали со сторонами, подписавшими Соглашение (включая участие в мероприятиях сторон, подписавших Соглашение), чтобы подчеркнуть важность знаний коренных народов и то, как они должны использоваться в программе научных исследований, которая будет создана в соответствии с Соглашением.

Поскольку все большее число стран проявляют интерес к Арктике, инуиты (эскимосы – пояснение редактора) подчеркивают важность своего участия в принятии международных решений. На Генеральной ассамблее на Аляске в 2018 году Циркумполярный эскимосский Совет (ICC), подписал Уткиагвикскую декларацию – стратегический документ, в котором излагаются некоторые пути продвижения инуитов вперед по различным вопросам, начиная от образования и экономического развития и заканчивая управлением дикой природой и продовольственной безопасностью (Циркумполярный Совет инуитов 2018 года). Следует отметить, что в этом документе есть раздел, посвященный исключительно знаниям коренных народов, определяемый как «применяемый систематический образ мышления к явлениям в биологических, физических, культурных и духовных системах, включает в себя понимание, основанное на доказательствах, полученных в результате прямого и долгосрочного опыта и обширных и многопоколенных наблюдений, уроков и навыков». В этом разделе Циркумполярный эскимосский Совет (ICC), предписывается «привлекать соответствующие международные форумы... во всех аспектах арктической науки и исследований... способствуя деятельности, которая обеспечивает партнерство и отражает использование как знаний инуитов, так и науки». Кроме того, в поддержку определенных Целей устойчивого развития инуитов, в декларации содержится конкретная ссылка на «использование знаний коренных народов для консультирования всех будущих процессов введения моратория на коммерческий промысел в центральной части Северного Ледовитого океана».

В настоящее время предпринимаются усилия для достижения этой цели. В 2020 году ICC Canada возглавляет организацию и проведение серии онлайновых круглых столов с участием представителей циркумполярных инуитов, сроки проведения которых были прерваны ограничениями на поездки и другими мерами, принятыми в ответ на пандемию COVID-19. Цель этих круглых столов состоит в том, чтобы обсудить и внести свой вклад в разработку подходов/вариантов/моделей для (А) участия коренных народов в осуществлении Соглашения (в частности, Совместная программа научных исследований и мониторинга Центрального Северного Ледовитого океана и прилегающих морей (JPSRM); и (Б) приобретение, вклад и интеграция знаний коренных народов и местных знаний в работу, связанную с JPSRM. Первый виртуальный круглый стол, организованный ICC Canada, состоялся 29 июня 2020 года.

Вклад неправительственных субъектов

Переговоры по соглашению о рыболовстве в Северном Ледовитом океане прошли относительно быстро. Официальные переговоры заняли чуть меньше двух лет, отчасти потому, что они основывались на предыдущих двусторонних дискуссиях, а также на работе первоначальных пяти прибрежных арктических государств, кульминацией которой стала Декларация Осло.

Не менее важным, но по другим причинам, был ряд мероприятий и встреч, организованных вне официального переговорного процесса с целью содействия более широкому диалогу по вопросам рыболовства в Северном Ледовитом океане и повышения осведомленности о них, при этом потенциально информируя участников официальных переговоров.

Давление/советы со стороны мирового научного сообщества

Многие ученые во всем мире выражали озабоченность по поводу возможности нерегулируемого и потенциально разрушительного коммерческого рыболовства в Северном Ледовитом океане, наблюдая за распространением морского льда.

В 2012 году более двух тысяч ученых из разных стран подписали «открытое письмо» правительствам и другим лицам, принимающим решения, требуя принятия международных мер по предотвращению еще одной экосистемной катастрофы (Pew Charitable Trusts, 2012). Этому письму было уделено значительное внимание на конференции Международного полярного года (МПГ) «от знаний к действиям», которая состоялась в Монреале в апреле 2012 года и в которой приняли участие более 3200 человек.

Это письмо получило широкое освещение и, по мнению многих, стало важным стимулом для поощрения действий правительств. Действительно, посол Дэвид Балтон, который председательствовал на переговорах CAOFA, подчеркнул:

«В 2012 году на встрече Международного полярного года в Монреале около 2000 ученых подписали открытое письмо, в котором в соответствующей части говорилось:

Сейчас настало время для международного сообщества создать систему осторожного управления рыболовством в центральной части Северного Ледовитого океана. Такая система должна откладывать рыболовную деятельность до тех пор, пока биология и экология региона не будут изучены достаточно хорошо, чтобы можно было установить научно обоснованные уровни улова. Такая система должна также требовать, чтобы, прежде чем разрешать промысел, установить надежный режим управления, мониторинга и правоприменения. Эта система должна быть введена в действие до того, как морской лед отступит еще больше, до того, как начнется рыболовство и возрастет политическое давление, и до того, как осторожное управление больше не будет возможным.

Воодушевленные такой общественной поддержкой, пять государств, чьи рыболовные зоны окружают карман открытого моря в центральной части Северного Ледовитого океана, начали официальные переговоры, кульминацией которых стало подписание ими в 2015 году Декларации Осло» (Balton, 2018).

Кроме того, научные вопросы центральной части Северного Ледовитого океана продолжают обсуждаться на ежегодной конференции Arctic Science Summit Week (ASSW), организованной Международным Арктическим научным комитетом (МПК) и в других местах, помогая определить, что можно сделать и как поддержать цели Соглашения о рыболовстве Северном Ледовитом океане, о котором было написано несколько научных работ, большинство из которых касались политических аспектов и международных отношений, хотя некоторые (Van Pelt et al., 2017) отражали потребности в научных исследованиях.

Диалоги ЦАО Азии

После подписания Декларации Осло необходимость привлечения других возможных участников, в частности азиатских государств, которые располагают потенциалом флота дальнего плавания для осуществления коммерческого рыболовства в Северном Ледовитом океане, стала очевидной. Это привело к серии неправительственных встреч-диалогов, именуемых как «Asia Dialogues» (Shin and Harrison, 2019). В диалогах участвовали лица, которые также входили в состав своих национальных делегаций во время переговоров по Соглашению о Северном Ледовитом океане.

По мнению ряда этих участников, диалоги были эффективными с точки зрения расширения понимания рассматриваемых вопросов и содействия постановке вопросов о том, как продвигать необходимость в научных знаниях и как организовать ее координацию.

1. Шанхай, январь 2015 года

Первый диалог – «круглый стол по вопросам рыболовства в центральной части Северного Ледовитого океана» состоялся 15-16 января 2015 года в Университете Тунцзи (Шанхай). Поставленная цель – «оцените, как можно применять предупредительные подходы в Северном Ледовитом океане до начала любой коммерческой рыболовной деятельности».

Этот круглый стол собрал вместе экспертов из разных стран и общественных организаций и, поскольку он состоялся до начала официальных переговоров в конце того же года, был сосредоточен на том, «почему Соглашение было необходимо и «как оно должно выглядеть».

Участники круглого стола признали, что коммерческий промысел в Северном Ледовитом океане маловероятен в ближайшем будущем, но может произойти в какой-то момент. Поэтому необходимо срочно разработать Соглашение с временными мерами, которое охватывало бы основные азиатские рыболовные страны, например, Китай, Япония и Республика Корея. Потребность в научных доказательствах и обмене данными обусловили важность уделить особое внимание науке и международному научному сотрудничеству в рамках любого возможного соглашения. Действительно, Китай, Япония и Республика Корея обладают значительным исследовательским потенциалом в Арктике, и необходимо развивать и поддерживать более тесные связи с международным научным сообществом. Была также отмечена необходимость создания «Международного научно-консультативного органа» для Северного Ледовитого океана.

2. Инчхон, март 2016 года

Второй Азиатский диалог состоялся в корейском Полярном исследовательском институте (Копри), Инчхон, 30 и 31 марта 2016 года. Тема обсуждения была озаглавлена: «Круглый стол по проблемам экосистем и рыболовства в центральной части Северного Ледовитого океана (САО)». Переговоры, включающие все десять государств, начались в декабре 2015 года, поэтому контекст этого круглого стола существенно отличался от Шанхайского мероприятия.

На этом круглом столе было отмечено, что Конвенция ООН 1982 года и Соглашение ООН по трансграничным запасам и далекомигрирующим видам 1995 года обеспечили прочную основу для окончательного соглашения по рыболовству в Северном Ледовитом океане, и что существующие доверительные и мирные отношения в Арктическом регионе хорошо предвещают позитивный исход переговоров. Применение «осторожного подхода» было признано абсолютной необходимостью, был достигнут консенсус в отношении того, что эффективное управление морскими ресурсами Арктики требует, как научного обоснования, так и участия заинтересованных сторон и общин, включая коренные народы.

Критически важен вывод о том, что до тех пор, пока не будет получена достоверная информация и знания, «было бы неразумно разрешать коммерческий промысел в ЦАО» и, хотя проблема ЦАО сосредоточена на рыболовстве, наука должна сосредоточиться на морской экосистеме, а не только на потенциальном коммерческом промысле (что фактически отражено в окончательном соглашении). Это потребует междисциплинарного подхода, основанного на установлении общих целей, стандартов данных и баз данных.

Заглядывая в будущее, участники круглого стола пришли к выводу, даже более энергичному, чем на Шанхайском круглом столе, что в случае успешного соглашения следует рассмотреть вопрос о создании специальной, независимой научно-координационной организации для Северного Ледовитого океана, которая будет руководить и содействовать последующему научному процессу.

3. Саппоро, декабрь 2016 года

Третий Азиатский диалог состоялся в Арктическом исследовательском центре Университета Хоккайдо (Саппоро) 16-18 декабря 2016 года в форме «рабочей сессии» по конкретной ключевой теме, которая была поднята в предыдущих диалогах: «Международная координационная Организация по Центральному Ледовитому океану (САО)». Официальные переговоры к этому времени продвинулись достаточно далеко, и стало очевидно, что это важный вопрос, который необходимо быстро решить после завершения работы над Соглашением и его вступлением в силу. Как бы то ни было, разработка научной базы для принятия решений по Северному Ледовитому океану потребует значительного сотрудничества и координации между юрисдикциями и существующими научно-исследовательскими организациями, такими как Международный совет по исследованию моря (ICES), Тихоокеанская Арктическая группа (PAG), МПК и ряд других

Рабочая сессия также сосредоточила свое внимание на мандате и принципах, регулирующих деятельность такой потенциальной организации. Видение состояло в том, чтобы создать платформу, определить научные приоритеты и требования к мониторингу, в соответствии с соглашением, интегрировать исследования Северного Ледовитого океана с существующими научными усилиями и обеспечить соответствующий анализ для принятия решений сторонами Соглашения.

Предлагаемая организация будет использовать экосистемные принципы и предполагает участие всех сторон Соглашения в качестве равноправных партнеров.

Предполагалось обеспечить непосредственное участие коренных народов/носителей знаний коренных народов и местных представителей в научных разработках. Открытый обмен данными и прозрачность для всех данных, полученных в Северном Ледовитом океане, в соответствии с Соглашением, стали центральным принципом. И, что немаловажно, любая такая новая организация должна быть скромной по размеру, с небольшим секретариатом, выполняющим функции координатора деятельности, хранителя документации и пункта международных контактов

4. Инчхон, декабрь 2018 года

Четвертый Азиатский Диалог, однодневный семинар по реализации недавно подписанного соглашения, был проведен в корейском Полярном исследовательском институте (Копри), Инчхон, 6 декабря 2018 года, непосредственно перед Форумом за Полярным кругом 2018 года, который проходил в Сеуле 7 и 8 декабря 2018 года. Цель семинара состояла в том, чтобы помочь сохранить динамику осуществления Соглашения о рыболовстве в водах Северного Ледовитого океана и представить обновленную информацию по этому вопросу Форуму за Полярным кругом.

Формат семинара существенно отличался от предыдущих трех диалогов.

Были сделаны конкретные презентации по следующим вопросам: 1) положения проекта «азиатского» Соглашения о рыболовстве в Северном Ледовитом океане: контекст, история и условия для будущего успеха; 2) участие коренных народов (инуитов) в Соглашении; 3) проблемы и возможности в осуществлении Соглашения; 4) Наука и Соглашение; 5) обновленная информация о рабочей группе ICES/PICES/PAME (WGICA) по комплексной оценке экосистем для Северного Ледовитого океана (ICES 2019); 6) поэтапный переход к рыбохозяйственной экосистемной науке: от Тихоокеанской к Панарктической перспективе.

Далее участники уточнили рекомендацию Саппорского диалога о том, что следует создать отдельную научную организацию. Предложение, получившее единодушную поддержку, состояло в том, что еще до создания официальной организации стороны Соглашения с пользой для себя рассмотрят вопрос о создании Временного комитета Северного Ледовитого океана по рыболовству и науке.

Этот вывод семинара был доложен участникам Форума за Полярным кругом на следующий день и получил признание и поддержку.

В дальнейшем два ключевых участника переговорного процесса (Россия и США –пояснение редактора) рассмотрели проблему создания научной программы Северного Ледовитого океана и научной организации в контексте существующих институтов управления океаном, в частности, Арктического совета и МПК (Balton and Zagorski, 2020). Они также пришли к выводу, что особый характер Северного Ледовитого океана и его экосистем требует создания самостоятельной научной организации и постулирования потенциальной роли МПК в будущей науке о Северном Ледовитом океане, включая потенциал координации общих усилий в области науки.

Прогноз

По мере того как шла ратификация/утверждение Соглашения, подписавшие его стороны начали подготовительную работу по обеспечению быстрого и плавного вступления его в силу, сохраняя при этом динамику. С момента подписания Соглашения в октябре 2018 года состоялось несколько мероприятий, в том числе: первое подготовительное совещание сторон, подписавших Соглашение (29-30 мая 2019 года, Оттава, Канада), семинар по совместному производству знаний коренных народов и научных знаний (13-14 ноября 2019 года, Йеллоунайф, Канада) и первое совещание временной Научно-Координационной группы (11-13 февраля 2020 года, Испра, Италия). Подготовительная конференция по осуществлению положений Соглашения (совещание подписавших его сторон) планировалось провести в преддверии или после вступления Соглашения в силу. (Хотя Соглашение 2018 года вступило в силу, однако из-за пандемии ряд ранее запланированных мероприятий отложены – пояснения редактора).

Заключение

Соглашение о предотвращении нерегулируемого промысла в открытом море в центральной части Северного Ледовитого океана 2018 года является важной вехой, как в области охраны природы, так и в управлении Арктикой. В нем применяется осторожный подход с участием Китая, Европейского Союза, Японии и Республики Корея в качестве равноправных партнеров по важнейшей Арктической инициативе и официально признает участие коренных народов в научной деятельности Соглашения, в том числе с учетом знаний коренных народов и местных знаний. Соглашение соответствует действиям, предпринятым Канадой и Соединенными Штатами в рамках их арктических ИЭЗ, и является результатом правительственной инициативы и эффективной дипломатии. При этом Соглашение было достигнуто не в вакууме, а при организованном и конструктивном участии гражданского общества. Письмо 2012 года от более чем 2000 ученых помогло показать, что важность предотвращения незаконного и нерегулируемого рыбного промысла в ЦАО была признана во всем мире и что оперативные действия правительств могут предотвратить такой исход. Азиатские диалоги стали средством привлечения ученых и официальных лиц в Китае, Японии и Республике Корея к участию в них помимо официальных переговорных сессий.

Таким образом, идеи, лежащие в основе Соглашения, можно было бы поднимать и обсуждать, создавая определенную степень взаимопонимания и доверия. Развитие дискуссий в рамках четырех «азиатских» диалогов иллюстрирует этот путь параллельно с официальными межправительственными переговорами, поскольку идея, зародившаяся в одной стране, стала общим достижением всех десяти, работающих на равных условиях. Опасения по поводу того, что прибрежные государства действуют для защиты своих собственных ИЭЗ за счет доступа других (например, Zou and Huntington, 2018), были смягчены, наряду с опасениями по поводу того, что другие могут стремиться к краткосрочному преимуществу над долгосрочным здоровьем экосистемы. Стоит отметить, что, даже в условиях более широкой напряженности между многими подписавшими Соглашение сторонами, все десять государств ссылаются на Соглашение о рыболовстве в Северном Ледовитом океане, как на мощный пример того, что может быть достигнуто за счет сотрудничества и приверженности основным принципам сохранения. По мере того как соглашение будет осуществляться, влияние таких организаций, как ICC, с течением времени будет по-прежнему иметь важное значение для достижения успеха.

Участие негосударственных субъектов в процессе обсуждения арктического рыболовства возможно не было решающим фактором, который привел к заключению Соглашения предотвращении нерегулируемого промысла в открытом море в центральной части Северного ледовитого океана 2018 года. Но справедливо будет констатировать, что параллельные диалоги и подобные действия, выходящие за рамки дипломатических переговоров, способствовали более широкому и более информированному участию экспертов и заинтересованных сторон. Взаимопонимание и доверие формировались с течением времени между различными заинтересованными сторонами, в результате повторяющихся взаимодействий, часто в различных условиях. Это было бы невозможно, если бы оно ограничивалось одним подходом или только официальным способом коммуникации. Разработка Соглашения о предотвращении нерегулируемого промысла в открытом море в центральной части Северного ледовитого океана является свидетельством силы многостороннего взаимодействия и готовности к сотрудничеству. Неправительственные субъекты могут и далее играть более значительную роль в продвижении Соглашения 2018 года, например, содействовать диалогу между наукой и знаниями коренных народов.

Новый выпуск

№ 2, 2022

Этот сайт использует файлы cookies для более комфортной работы пользователя. Продолжая просмотр страниц сайта, вы соглашаетесь с использованием файлов cookies, а также с обработкой ваших персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности