В работе рассмотрены вопросы повышения качества образования в вузе. Подчеркнута роль материально-технического обеспечения образовательного процесса. Показаны возможности использования современного лабораторного комплекса «Электричество и магнетизм» при проведении учебно-исследовательской работы студентов по физике. Автор привел пример проведения экспериментальных исследований по теме «Изучение эффекта Холла в полупроводниках». Отмечен вклад учебно-исследовательской работы студентов в формирование общепрофессиональных компетенций
Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет считает основной своей деятельностью подготовку высококвалифицированных кадров для рыбной промышленности РФ и определяет это в качестве своих основных ценностей [1].
Современное образование должно формировать новую систему знаний, умений и навыков, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности, то есть современные ключевые компетентности. Однако это невозможно без соответствующей материальнотехнической базы. Материальнотехническая база – это необходимое условие функционирования образовательного учреждения. Ее совершенствование предполагает оснащение образовательных учреждений современными учебными и информационно-техническими средствами, для того чтобы указанные средства не отставали от требований и реалий современного образования. Многие авторы [2-4] считают, что материальнотехническая база образовательного учреждения служит одним из критериев качества образования.
Л.Н. Маковкина. Е.И. Сорокина. Д.В. Сыроежкина [5] подчеркивают, что выполнение лабораторной работы позволяет оценить способности обучающихся применять полученные теоретические знания на практике. Талхигова Х.С. [6] высказывает мнение, что проведение лабораторных занятий способствует формированию глубоких научных знаний, развитию практических умений и навыков студентов, их самостоятельности и творческой активности.
В Дальрыбвтузе ведется подготовка бакалавров по направлению 13.03.02. «Электроэнергетика и электротехника» профиля «Электрооборудование и электрохозяйство предприятий, организаций и учреждений рыбной промышленности».
Физика – дисциплина базовой части основной профессиональной образовательной программы высшего образования (ОПОП ВО) Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО) для этого направления. Основными задачами дисциплины являются: ознакомление с современной научной аппаратурой; формирование навыков проведения физического эксперимента, умение выделить физическое содержание в прикладных задачах будущей специальности; применение физических законов для решения профессиональных задач, согласно требованиям о подготовке специалистов. Согласно требованиям ФГОС ВО к рабочей программе дисциплины «Физика» необходимо проведение лабораторных работ. Особенно важным разделом физики для выбранного направления является «Электричество и магнетизм».
Лабораторный комплекс «Электричество и магнетизм», разработанный ООО НПП «Учебная техника – ПРОФИ» (г. Челябинск), дает возможность проведения 18 лабораторных работ. На рисунке 1 представлен общий вид лабораторного комплекса, который состоит из блока генераторов напряжений, наборного поля, блока мультиметров, миниблоков.
В связи с ограниченным числом аудиторных часов, выделяемых на выполение лабораторных работ, проведение исследований можно проводить в рамках учебно-исследовательских работ студентов (УИРС). Примером такой работы можно предложить работу «Изучение эффекта Холла в полупроводниках».
Рисунок 1. Общий вид лабораторного комплекса
Рисунок 2. Электрическая схема установки: 1 – цепь питания электромагнита; 2 – цепь измерения напряжения; 3 – цепь питания датчика Холла (Д); 4 – источник постоянного напряжения; 5 – мультиметр; 6 – электромагнит; 7 – миниблок «Эффект Холла»; 8– переключатель; 9 – мультиметр.
Основные этапы проведения эксперимента.
На рисунке 2 приведена электрическая схема установки.
Миниблок «Эффекта Холла» изображен на рисунке 3.
Проведение исследований начинается со сборки монтажной схемы установки миниблока «Эффект Холла» (рис. 4).
Исследуемый образец – Датчик Холла (Д) – представляет собой тонкую пластинку германия. В качестве источника постоянного магнитного поля используется электромагнит. Исследование проводится по следующему алгоритму:
Рисунок 3. Миниблок «Эффект Холла»: 1 – электромагнит; 2 – переключатель направления тока в обмотке электромагнита; 3 – датчик Холла.
Рисунок 4. Монтажная схема установки миниблока «Эффект Холла»: 5 – мультиметр; 7 – миниблок «Эффект Холла»; 9 – миллиамперметр
Полученные навыки выполнения исследовательской работы позволят будущему выпускнику изучать особенности полупроводников с электронной или дырочной проводимостью, измерять напряженности магнитного поля различных объектов.
Выполнение учебно-исследовательской работы позволит повысить уровень сформированности профессиональных компетенций студентов, например, ОПК-5 «Способность проводить измерение электрических и неэлектрических величин применительно к объектам профессиональной деятельности», что говорит о повышении уровня качества образования. В результате, выпускник будет обладать достаточной конкурентоспособностью на рынке труда, что отмечено автором в работе [7].
1. МИССИЯ – Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: https://dalrybvtuz.ru/uni/mission/ (дата обращения 21.03.2021)
2. Кузьминская Т.П. Проблемы повышения качества образования в вузах России / Т.П. Кузьминская, Н.Н. Бурова // Вопросы регулирования экономики. – 2017. – Т.8. – С.118 - 132
3. Рогожин С.А. Материально-техническое обеспечение учебного процесса – необходимое условие качества образования / С.А. Рогожин // Университетское управление: практика и анализ. – 2004. – № 4 (32). – С.19-26
4. Кононова Т.А. Оценка уровня материально-технической базы транспортного вуза / Т.А. Кононова, В.А. Антропов // Транспорт Урала: – Екатеринбург: Уральский государственный университет путей сообщения. –2015. – № 4(47). – С. 29-33
5. Маковкина Л.Н. Значимость лабораторно-практических работ в учебном процессе / Л.Н. Маковкина. Е.И. Сорокина. Д.В. Сыроежкина // Педагогика сегодня: проблемы и решения. – Казань: Молодой ученый. – 2018. – С. 46-47
6. Талхигова Х.С. Некоторые особенности проведения лабораторного практикума в вузе / Х.С. Талхигова // Международный научно-исследовательский журнал. – 2017. – в. №4(58). – С. 56-60
7. Кузьмина С.В. Профессиональные компетенции, как ключевой фактор конкурентноспособности специалистов на рынке труда /С.В. Кузьмина// Рыбное хозяйство. – 2021. – № 1. – С. 4-7
Этот сайт использует файлы cookies для более комфортной работы пользователя. Продолжая просмотр страниц сайта, вы соглашаетесь с использованием файлов cookies, а также с обработкой ваших персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности