Честный знак для рыбной промышленности

Сложная сумма в простых слагаемых

1k_logo

В середине ноября Статс-секретарь Министерства промышленности, торговли и предпринимательства В.Л. Евтухов сообщил о планах Министерства расширить маркировку товаров на новую товарную группу – «Рыбная продукция». Слухи ходили давно, но после заявления Евтухова стало понятно, что это неизбежно. Тем более, что Минпромторг хорошо подготовился к данному шагу и совместно с НИФИ Минфина провел исследование по оценке целесообразности маркировки рыбной отрасли.

Итог: в 2022 году стартует эксперимент по маркировке рыбной продукции.

Как все новое (и не приносящее прямой пользы предприятию), маркировка под требования Честного знака вызывает у производителей рыбной продукции в первую очередь негодование и страх. Ибо:

  1. нет понимания, сколько и каких ресурсов потребуется (ясно только, что придется изрядно раскошелиться);
  2. нет понимания, какие шаги надо проделать для достижения результата (а без дорожной карты, как известно, и заблудиться не долго).

Сегодняшней статьей мы, как те, кто уже ходил дорогой Честного знака более 20 раз, прольем свет на предстоящий вам, уважаемые рыбопереработчики, путь. Разложим на простые и понятные составляющие сложный проект интеграции. Разберем решение вашей проблемы. Продемонстрируем кейс и анти-кейс реальных проектов, чтобы вы смогли правильно подготовиться и знали, на какие грабли лучше не наступать.


Немного теории

Что такое «Честный знак»?

Честный знак – это национальная система маркировки товаров, предназначенная для борьбы с фальсифицированной продукцией путем нанесения уникального DataMatrix (не QR) кода на каждую единицу готовой продукции.

Цель создателей национальной системы маркировки – получить информацию о движении товара между производителем и продавцом.

Как работает система прослеживаемости?

  1. Вы заказываете коды маркировки в системе «Честный знак».
  2. Полученные коды наносите на каждую единицу готовой продукции.
  3. Отправляете в систему «Честный знак» информацию о том, какие коды нанесены, и о том, что эти коды введены в оборот.
  4. Отгружаете товар своим покупателям и передаете информацию о том, что продукция промаркирована «таким-то» количеством кодов, (а возможно и какими конкретными кодами).
  5. Когда продукция попадет на полку магазина, покупатель с помощью специального приложения сможет отсканировать код и узнать, что продукция оригинальная.
  6. При продаже товара сотрудник магазина сканирует DataMatrix-код, подтверждает оригинальность продукции и выводит код из оборота.

Вроде все отлично: оригинальная продукция поступила в магазин и попала в руки счастливому покупателю, который точно уверен в подлинности того, что купил. Магазин не может продать просроченный или неоригинальный товар.

Однако, внесем небольшую ложку дегтя в эту бочку меда. Производителям стоит помнить, что:

  • Коды маркировки платные – 60 копеек/шт. (в т.ч. НДС 20%).
  • Оборудование для нанесения и программное обеспечение тоже платное.
  • У производителя много разных форм-факторов упаковки, и надо придумать способ нанесения и учета выпуска для каждого без потери качества при транспортировке.
  • Необходимо переоборудование каждой производственной линии для того, чтобы разместить туда устройства печати и сканирования кодов маркировки.

Теперь к практике

В этом разделе нам хотелось бы поделиться с вами нашим опытом реализации проектов внедрения решения по интеграции с системой «Честный знак» у производителей молочной продукции. Как и обещали, приведем примеры двух отличных друг от друга кейсов. Покажем, из каких шагов состоит дорога к успешному запуску, и наоборот.

Итак, кейс первый (Тяжело в учении – легко в бою):

Один из наших клиентов – крупный производитель цельномолочной продукции и сыров, выступил с активной позицией относительно затеи Минпромторга и ЦРПТ о маркировке.

На предприятии более 10 производственных линий по цельному молоку и более 3 по производству твердых и полутвердых сыров. Осознавая трудоемкость и масштаб задачи, завод озаботился проектом сильно заранее. Он один из первых подал заявку на участие в пилотном проекте и при поддержке ЦРПТ и пары интеграторов успешно протестировал работу на 4 производственных линиях. Это дало предприятию неоценимый опыт и понимание процессов маркировки, и облегчило реализацию полноценного проекта. В итоге к старту маркировки сыров была запущена маркировка на ручных и автоматических линиях, а к 1 декабря весь завод маркировал остальную продукцию.

Кейс второй (Надежда на русский «авось»):

Однако в нашем опыте были и другие случаи – где руководство предприятия, полагаясь на свой опыт работы с ГИС «Меркурий», думали, что маркировку не запустят, либо сроки сдвинут настолько далеко, что они могут пока ни о чем не беспокоиться.

Не сдвинули.

В результате нам совместно с предприятием пришлось в срочном порядке прорабатывать формат маркировки на каждой линии производства сыра. Проект осложнялся тем, что на предприятии было более 10 линий с разным способом нанесения и учета выпуска готовой продукции - ручная маркировка сырных голов, автоматическая маркировка кусочков, масло монолит, масло в пачках с типографским нанесением.

Да, маркировку запустили в срок, но производство некоторых позиций предприятию пришлось временно приостановить, т.к. они были не готовы наносить DataMatrix.

Кейс третий (совсем анти-кейс):

Предприятие слишком поздно заказало оборудование для маркировки, в результате чего интегратор смог реализовать поставку только через 1.5 месяца после старта обязательной маркировки. Мы в этом проекте не участвовали, поэтому не знаем, что они делали эти 1,5 месяца.


Выводы

Теперь, основываясь на чужих ошибках, давайте подытожим: как подготовиться к неизбежной интеграции и на какие грабли лучше не наступать?

1. Участвовать в эксперименте.

ЦРПТ – организация, которая выступает регулятором в данных процессах, перед запуском обязательной маркировки для всех. Они предлагают производителям поучаствовать в эксперименте и отработать процессы на нескольких линиях.

Важно заметить, что тут регулятор максимально заинтересован в успешности эксперимента, поэтому активно помогает в выборе поставщиков ПО и оборудования на выгодных условиях для производителя.

2. Начать заниматься проектом ЗАРАНЕЕ.

Вроде это очевидно, но исходя из опыта, некоторые предприятия, понадеявшись на чудо и отмену маркировки, в итоге приобрели достаточное количество седых волос на запуске.

3. Выбрать надежного поставщика оборудования.

Тоже вроде очевидно, но бывали случаи, когда в попытках сэкономить, некоторые предприятия обращались туда, где дешевле, а взамен получали оборудование позднее, чем нужно (даже после запуска обязательной маркировки). Либо запускались в последний момент, и из-за каких-то мелочей (неверное расположение кода на упаковке или блики) было большое количество брака.

4. Запустить работу с маркировкой минимум за 1 месяц до старта.

Путем запуска работы заранее вы сможете сгладить довольно большое количество проблем, таких как:

  • обучение работы с системой сотрудников;
  • возможные ошибки при работе с системой;
  • неполадки в бизнес-процессах и т.д.

Заключение

В финале хочется сказать, что «не так страшен волк, как его малюют».

Если у вас получится спокойно и грамотно подойти к организации проекта, то успех вам гарантирован.

Если у вас остались вопросы или недопонимания, мы готовы помочь вам прояснить ситуацию и ответить на вопросы о маркировке. Как говорится, за спрос денег не берут. Поэтому, обращайтесь.

PS: Чтобы настроить вас на позитивный лад, советую прочитать 2 части нашей сказки про «Честного волка» и трёх молочников. Уверен, там вы найдете много полезного для себя и своего предприятия.

Этот сайт использует файлы cookies для более комфортной работы пользователя. Продолжая просмотр страниц сайта, вы соглашаетесь с использованием файлов cookies, а также с обработкой ваших персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности